Польза ассоциативных карт во время подготовки к экзаменам ЕГЭ и ОГЭ

Содержание
Обучение часто навевает скуку. Или неохоту приступать к следующей теме при воспоминании о полотнах учебного текста. Монотонность и излишняя «водность» учебников и пособий усложняют восприятие, а новый параграф представляется непосильной задачей, к которой и не знаешь, как подступить.
Составление интеллект-карт оживляет обучение, вдохновляет и пробуждает интерес к изучению ранее непосильной темы, помогает лучше усваивать школьные курсы и быстрее подготовиться к экзаменам. У английского «mind map» есть и другие популярные переводы: ментальные или ассоциативные карты, карты мыслей, диаграммы связей. С их помощью визуализируется мышление. В результате получается оформленная схема с графическими элементами, где мысли или изученный текст получают ясность и порядок.
Для чего нужны ментальные карты?
Интеллект-карты опираются на природную функцию нашего мозга – радиантное мышление. Когда мы о чем-то думаем, мысли связываются друг с другом, как древесные ветви, одна перетекает в другую, та – в третью. Крутящиеся размышления, без должной концентрации, представляют собой образы или слова-якоря, понятные мозгу без дополнительной деталировки. Любая мысль является или главной, от которой следует сеть размышлений, или малой, относящейся к более глобальной волнующей нас теме.
Использование интеллект-карт в обучении дает много преимуществ:
- связь между параграфами одной темы;
- структуру, облегчающую запоминание материала;
- наглядную картинку, помогающую воспринимать информацию цельно;
- разгрузку головы – мозг не пытается самостоятельно выстроить понятную схему;
- дополнительную проработку материала;
- полное и глубокое понимание темы или идеи;
- порядок в большом объеме информации;
- подготовку к докладу или выступлению;
- экономию времени, когда нужно вернуться и вспомнить пройденную тему.
Как создаются интеллект-карты?
Не нужно изучать много правил, чтобы составить свою первую ментальную карту. Процесс создания понятен интуитивно, ведь, как упоминалось ранее, основан на нашем мышлении. Поэтому интеллект-карта и работа над ней для каждого индивидуальны, а строгое соблюдение рамок – бессмысленно.
Для создания таких карт подойдет как ручка с блокнотом, так и специальные приложения. Само оформление условно можно разделить на два вида:
- образный – творческий подход, когда применяется много графического материала, акцент идет на изображения;
- схематичный – лаконичный подход, при котором сам текст превращается в схему, для удобства восприятия часто используются условные обозначения.
Какими бывают интеллект-карты?
Связи в ментальных картах выстраиваются несколькими способами, отсюда их внешние различия. Рассмотрим наиболее известные.
Схема-иерархия или древовидная схема. По центру прописывается главная идея или тема, от нее расходятся линии, ветви, первого уровня, от них второго и далее. Связи выстраиваются, пока позволяет материал.
Блок-структура. Ключевая мысль ставиться сверху и от нее вниз прописываются пункты, при необходимости делящиеся на подпункты.
Рыбья-кость. Главная мысль – это голова. Рисовать рыбу можно и слева-направо, и наоборот – как удобнее. От головы проводится хребет, условная прямая линия, от которой, словно кости в скелете, выстраиваются нужные пункты. Их значимость уменьшается по направлению к хвосту получившейся рыбы.
Возможен второй вариант, напоминающий перевернутую блок-структуру. Уровни и подуровни записываются от основной мысли вправо или влево, образуя своеобразные цепочки.
Сеть взаимосвязей. Записывается проблема или идея, а вокруг нее интуитивно фиксируются мысли. Затем полученная сумбурная схема прорабатывается разными цветами или формами.
Интеллект-карты в обучении
В учебе ментальные карты используются по-разному и становятся серьезной помощью при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Кроме того, это отличная возможность быстро овладеть нужной темой во время посещения курсов по ЕГЭ и ОГЭ. На нашем сайте представлен огромный выбор курсов и интенсивов по школьным предметам.
Создание полезного конспекта. Глава учебника, статья или исследование из дополнительного источника может стать интеллект-картой. Изученную тему будет значительно легче вспомнить или связать с новой.
Анализ литературного произведения. Сюжет книги и взаимосвязи персонажей предстанут в интеллект-карте более наглядно. Будет проще подготовится к сочинению или эссе, даже если произведение прочитано несколько месяцев назад.
Подготовка к докладам и выступлениям. Продуманная схема, оформленная ментальной картой, не только позволит подготовить грамотную презентацию, не перегружая ее лишней информацией, но и структурирует речь. Во время выступления появится возможность быстрее вспомнить забытый кусок.
Изучение иностранных языков. Процесс обучения превращается в игру и включается ассоциативное мышление. С ментальными картами можно учить слова по теме, разбираться во временах, готовить заданные пересказы, рассуждения или беседы.
Подготовка к экзаменам. Перечитывание и заучивание не так результативны для памяти, как воспроизведение прочитанного. Ментальные карты работают схоже. Сначала бегло просматривается статья или параграф учебника, потом отмечается главное, а от него выстраиваются связи, приводящая текст в легко считываемую карту.