Обучение по системе Монтессори: достоинства и недостатки

Содержание
Немного предыстории
Мария Монтессори, в честь которой и дали название этой системе, была педагогом, психологом и одной из первых женщиной врачом из Италии. Проводя время в клинике, она начала обращать свое внимание на различных детей и сделала вывод, что для развития такого ребенка необходима специально обустроенная и комфортная среда, в которой каждый сможет найти стимул к развитию и что то интересное для себя.
Так постепенно Мария начала углубляться в тему педагогики, психологии и вскоре в 1907 году в Риме, на платформе «Дома ребенка», была применена в действии первая педагогическая система Монтессори. Она включала в себя чувствительные материалы, которые стимулировали у детей интерес к развитию и познанию нового.
С 1991 года это направление активно применяется в детских садах и школах России, а также были открыты специализированные детски сады Монтессори.
Главный смысл метода Монтессори
«Помоги мне сделать это самостоятельно» — именно так звучит основной принцип системы. Родители и преподаватели должны создать подходящую среду для занятий и аккуратно помочь, и научить ребенка ею пользоваться. Необходимо понять, что интересует малыша больше всего, к чему он проявляет любопытство, таким образом взрослые помогут детям раскрыть свои таланты, способности и найти свой собственный, индивидуальный путь развития самостоятельно.
На занятиях нет каких-то определенных требований и стандартов обучения, здесь особое внимание уделяется развитию чувств ребенка: слуха, вкуса, обоняния, зрения, тактильности. Дети работают каждый в своем темпе, без соревнований и какой-либо спешки. Главная задача для ребенка – приобрести уверенность в своих силах и поверить в себя. В дальнейшем малыши растут очень любознательными, открытыми и разносторонне развитыми личностями, которые легко могут найти свое место в мире и обществе.
К главным принципам процесса можно отнести:
- — на первом месте стоит свобода действий и выбора ребенка, его самостоятельность и развитие во всех сферах;
- — специально подготовленная и комфортная среда обучения;
- — уважение к детям;
- — каждый имеет право на ошибки, и ребенок в данном случае не исключение;
- — задача взрослого, предложить ровно столько помощи, сколько требуется конкретно взятому ребенку;
- — не мешать детям осваивать и познавать окружающий мир.
Развивающая среда
Изначально педагогу необходимо находится на одном уровне с ребенком, для этого потребуется присесть на корточки или на пол. Все материалы и пособия располагаются на уровне глаз детей, чтобы они смогли свободно взять интересующий их предмет или самостоятельно вернуть его на место. Вся литература и книги предоставлены в единичном экземпляре, таким образом дети учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом.
Ребенок познает и изучает окружающий его мир через органы чувств, ему необходимо обязательно все понюхать, попробовать на вкус, пощупать, мешать ему в этом ни в коем случае не стоит. Задача взрослого лишь заинтересовать ребенка и сразу же предоставить ему свободу выбора, возможность для самостоятельного творения, как говорится методом проб и ошибок. Даже разговаривать с детьми стоит только по делу. Ускорять процесс развития или познания нового нив коем случае не стоит, это может привести к утрате интереса в моменте «здесь и сейчас».
Отсутствие парт, является основной отличительной чертой в таких учреждениях. Здесь отдают предпочтения маленьким столикам и стульчикам, которые дети могут самостоятельно переставлять в свое удовольствие, а также наличие удобных ковриков для проведения занятий и игр на полу. Весь обучающий и игровой материал должен быть расположен на уровне глаз ребенка, не выше 1м от пола.
Существует пять основных зон для обучения и развития:
- Зона космоса. Знакомит ребенка с окружающим миром, природой, человеком, а также географией, физикой и остальными предметами.
- Зона ежедневной жизни. Помогает и учит следить за чистотой вещей, пространства и своего тела.
- Сенсорная зона. Помогает развить основные органы чувств, а также ознакомить с размерами и формами предметов.
- Зона русского языка. Изучение букв, составление и написание слов, повышение словарного запаса.
- Зона математики. Сюда включаются цифры, числа, порядковый счет, сложение, вычитание и тд.
Как и у любая обучающая система, Монтессори имеет также свои недостатки. К основным можно отнести:
- — отсутствие слишком подвижных игр;
- — после обучение в Монтессори дети не особо комфортно чувствуют себя в обычных садах и школах, где присутствует четкая дисциплина на уроках;
- — высокая ценовая политика.
Из достоинств следует выделить:
- — отсутствие скуки в обучающем процессе;
- — выстраивание личных границ каждого ребенка с раннего возраста;
- — спокойный и свободный темп обучения без обязательной программы.
Во время занятий по программе Монтессори важно не забывать и о тех предметах, которые могут понадобиться для сдачи ежегодного экзамена. Одним из способов подготовки к ним является посещение курсов ЕГЭ и ОГЭ по профильным предметам. Подробный план обучения есть на нашем сайте.