Как решать 20 задание ЕГЭ по русскому в 2026 году

Содержание
Двадцатое задание на стык союзов в ЕГЭ считается сложным и справиться с ним довольно тяжело без особой подготовки. Ниже предлагаются для ознакомления примеры. Рекомендуется их внимательно рассмотреть, чтобы понять, как выполнять задание на стык союзов в ЕГЭ.
Задания на стык союзов — что включают в себя?
Экзаменуемым предлагается сложное предложение с разными частями — их нужно обособить запятыми или оставить без изменений. В тексте имеется стык двух союзов, в котором может быть неясно, где ставить запятую — перед «ТО» или после. Чтобы разобраться, стоит прочитать правила для 20 задания экзамена ЕГЭ по русскому и вычленить суть.
Пунктуация между 2-я союзами — обособление или опущение? Если отсутствует продолжение предложения с ТО, ТАК, НО, перед «ЕСЛИ» запятая не ставится: «Она написала в Одноклассниках, что если не успеем купить стройматериал, то уедет на поезде без нас».
Пример без обособления на стыке: «Мы предполагали, что если он прилетит на самолете к нам в город, то мы начнем отмечать праздник». В этом предложении запятая отсутствует. После «столкновения союзов» следует продолжение предложения с «ТО».
Союз «И» в придаточных предложениях
Когда я узнал о своем успехе, я был счастлив, и радость не знала границ:
- Главная часть: «я был счастлив, и радость не знала границ»
- Придаточная часть времени: «Когда я узнал о своем успехе»
Придаточные части вводятся запятыми и отделяются от главных частей предложений.
Остальные придаточные:
Пример с запятой перед и после придаточных частей: «Когда я вернулся домой, мама сообщила мне, что наша семья собирается в отпуск на море».
Здесь есть главная часть предложения и придаточные фрагменты, которые добавляют дополнительную информацию или условие. Обособление происходит перед придаточной части, если она стоит перед главной, и после неё.
Однородные соподчинения с «И»
Примеры:
- «Я хорошо помню, как загорелся зеленый сигнал светофора и как собака прошла через пешеходный переход».
- «Я понимала, что важно хорошо подготовиться к вступительным испытаниям и что правила русского языка мне сильно помогут».
- «Это квартира в городе Красноярске, где родился Святослав и прошла моя юность и молодость».
Нужна ли запятая перед «И» и после «И» в сложной синтаксической единице? Если 2 придаточных фрагмента дают ответ на один общий вопрос, относясь к основной части, то перед буквой «И» и после неё обособления не требуется.
Предложения с союзом и частицей «ТО ЕСТЬ» и «ТАК ЧТО»
«То есть» выделяется как пояснительное слово: «Мы приготовили вкусный ужин, то есть, стейк с овощами».
Служит вводным словом или деепричастным оборотом:
- Погода была отличная, то есть, солнечно и тепло.
- Он не подал заявление вовремя, то есть, отложил все на последний момент.
Если «то есть» выполняет роль частицы, то запятая не нужна: «Каким он оказался эгоистом! То есть как он не думает о других».
После «так что» запятая не нужна в таком примере: «Так что там у нас на сегодня к обеду?». Интонационное ударение ставится на «что», поэтому обособления не требуется.
Как решать самое сложное 20 задание из ЕГЭ по русскому
Пример 20-го задания:
«Спрятаться было нереально (1) и (2) когда наступило затишье (3) я прислушивался к любым звукам и пытался понять (4), что прячется за ними».
Используя алгоритм в таблице, разберем это задание.
Шаги | Действия | Результаты |
1 | Если не находим соподчинение, переходим ко второму шагу. | — |
2 | В составе предложения стоит «и когда». После «затишье» отсутствует «то». На (2) проставляем запятую. | Запятая между 2-я союзами. |
3 | Проверяем (1) перед буквой «И». Что здесь стыкуется? «Спрятаться было нереально, и… я прислушивался» — различные основы, поэтому обособляем. | Запятая после «и». |
4 | Закроем придаточный фрагмент «когда наступило затишье». Сделаем запятую на (3). Имеются ли еще придаточные фрагменты? После (4) — слово «что» — выделяем его. | Запятая после «что» |
Для успешного выполнения примера стоит внимательно ознакомиться с правилами русского языка по стыку союзов в 20 задании ЕГЭ и разработать план для эффективной подготовки к предстоящему экзамену.