Как выучить слова-противоречия

Содержание
Часть речи, обозначающая действие, вызывает больше всего затруднений в русском языке. Написание окончаний глагола связано со спряжением. Существует порядок изменений данной части речи во времени по лицам и числам.
Признаки глагола
Указывающая на действие часть речи имеет следующие признаки:
- Время.
- Число.
- Наклонение.
- Лицо.
- Вид.
- Род.
Также к признакам относят возвратность и залог. Чтобы определить спряжение, слово следует поставить в начальную или неопределенную форму (инфинитив). Безличная словоформа отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» и заканчивается на один из суффиксов:
- Ть (гулять, варить, узнавать).
- Ти (пойти, цвести, мести).
- Чь (достичь, испечь, увлечь).
Неопределенная форма не указывает ни на род, ни на множественное или единственное число. По ней нельзя установить лицо и время.
Зачем нужно определять спряжение?
Установить к какому типу относится глагол необходимо для того, чтобы правильно написать безударную гласную в конце слова в настоящем и будущем времени. Есть определенные нюансы, которые необходимо запомнить.
Общий порядок
Если часть речи, обозначающая действие, в настоящем времени имеет ударное окончание, то по нему можно определить, как будет проходить изменение по лицам и временам. Если окончание под ударением не стоит, определяющим является суффикс инфинитива.
Суффиксы «еть», «уть», «оть» и «ать» присутствуют в глаголах неопределенной формы первого спряжения. Примеры: топтать, молоть, колоть, играть, полоть, заснуть, успеть. Если инфинитив заканчивается на «ить» — речь идет о втором спряжении (простить, косить, грустить).
Какие бывают исключения?
Помимо правил, в русском языке встречаются исключения. Не все слова-действия можно проверить, исходя из общих закономерностей. Такими исключениями являются противоречия «брить» и «стелить». Они спрягаются по первому типу.
Во вторую группу входят слова-противоречия:
- Видеть.
- Смотреть.
- Вертеть.
- Терпеть.
- Зависеть.
- Ненавидеть.
- Обидеть.
- Гнать.
- Дышать.
- Слышать.
- Держать.
Их следует запомнить, и, изменяя по лицам и временам, верно определять безударную гласную.
Как выучить слова-противоречия?
Есть несколько вариантов, чтобы упростить запоминание слов, не подчиняющихся общим правилам при написании окончаний. Лучший способ – выбрать перечисление противоречий в таком порядке, чтобы получилось рифмованное стихотворение.
- А к спряжению второму,
- Все относится на «ить».
- Но сюда не попадают,
- Два глагола «брить», «стелить».
Чтобы проще запомнить слова, которые вопреки правилам, спрягаются по второму типу, можно воспользоваться такой считалочкой:
- К типу первому, конечно, мы относим «еть» и «ать»,
- Но относим к исключениям «слышать», «гнать», «дышать», «держать».
- И «зависеть», и «обидеть», и «смотреть», и «ненавидеть».
- Даже «видеть» и «вертеть», и конечно же «терпеть».
Важное замечание: если у любого из противоречий появляется приставка, то принадлежность к типу спряжения сохраняется. Гнать – обогнать – перегнать; терпеть – перетерпеть-вытерпеть; смотреть – просмотреть-пересмотреть.
Для младших школьников можно придумать ассоциации, картинки, облегчающие запоминание. Интересно придумать соответствующие жесты, которые будут обозначать определенное действие.
Кроме того, можно записаться на курсы по русскому языку для школьников в Санкт-Петербурге, где преподавательский состав владеет разнообразными методиками увлечения ребенка предметом.
Что такое разноспрягаемые глаголы?
В русской грамматике есть еще более интересные примеры. Это слова-действия, которые не относятся ни к первому, ни ко второму варианту. Они могут спрягаться либо по первому, либо по второму правилу.
Таким является действие «хотеть». В третьем лице, единственном числе у него окончание, свойственное первому типу. При обращении «хотеть» во множественное число, оно показывает признаки второй категории.
Данный список можно дополнить и другими глаголами с вариантными окончаниями, например. бежать, чтить, блестеть. Словоформы от «бежать» меняются по особым правилам, но затруднений написание не вызывает.
Нетипичные формы возникают от слов «дать» и «есть». У слова-действия «есть» обычное окончание во множественном числе, но в единственном – картина нетипичная. Эти глаголы сохранились в русской грамматике с давних времен.