Мнемотехника: сдаем экзамен на 100 баллов

Содержание
Существуют особые приемы запоминания информации, объединенные общим названием — мнемотехника. С помощью ассоциаций и ментальных карт эта методика позволяют держать в памяти невероятные объемы данных.
Техника хорошо работает для заучивания самых разнообразных данных:
- числовых констант;
- дат исторических событий;
- иностранных слов.
Самый простой и знакомый всем пример, которому учат малышей — как закрепить в памяти количество дней в месяце с помощью костяшек на кулаках.
Таким образом мозг формирует связи между важными для записи в памяти элементами и зрительными образами.
Мнемотехника: приемы, преимущества и недостатки
Для наиболее эффективного мнемонического заучивания сначала потребуется добиться концентрации внимания на объекте.
Сделать это сложно, ведь чем больше отвлекающих факторов в окружении, тем сложнее будет зафиксировать необходимые свойства объекта. Удерживать внимание на одном предмете очень тяжело, поэтому необходимо подключать эмоциональную увлеченность.
Помогает в процессе обучения и пробуждение интереса к предмету изучения. Необходимо найти в нем что-то, что сможет заинтересовать и проявит любопытство.
Основные приемы мнемотехники
После того, как концентрация на объекте изучения достигнута, можно начинать подключать разные способы запоминания.
Мнемотехника позволяет группировать похожие характеристики предмета изучения. Можно выделять похожие сведения в списки, рисовать ментальные карты, показывая связи между фактами.
Не менее действенный способ — создание ассоциаций и кодирование информации, т.е. перевод на язык взаимосвязей. Можно привязывать новые знания к заученным и закрепленным в памяти ранее.
Важно использовать оригинальные образы и кодировать факты так, чтобы это было понятно мозгу. Здесь можно привести в пример известную фразу про охотника и фазана, используемую чтобы выучить спектр цветов.
К приемам мнемотехники также относят и регулярное повторение созданных ассоциаций или схем со связями.
Преимущества мнемотехники
- Мнемотехника позволяет удержать в голове большой объем знаний. Это могут быть самые разнообразные и разрозненные данные. Метод универсален для любого школьного предмета, для которого требуется заучивание.
- Если применять одинаковые способы усвоения разной информации, можно ускорить процесс заучивания, что актуально в период плотной подготовки к ЕГЭ. Сведения хорошо поддаются структурированию, делению на группы по похожим признакам, что позволяет оптимизировать образовательный процесс.
- Основные процессы базируются на создании связей или рисовании схем. Отчасти это творческий процесс. Он помогает вызвать искренний интерес к предмету. Придумывать образы или ментальные карты гораздо интереснее обычной механической зубрежки.
Недостатки
- Требуются постоянные тренировки. Чтобы эффективно использовать мнемонику, нужно регулярно тренироваться в их применении. Понимание принципа работы этого метода также ускорит процесс.
- Без серьезной концентрации внимания мнемотехника позволяет удерживать в голове сведения на достаточно короткий срок. Этого хватит для сдачи экзамена, но для закрепления знаний потребуется регулярное повторение.
- Для хранения в голове списка дат или постоянных чисел методом выстраивания ассоциаций требуется сначала потратить много времени, чтобы подобрать к каждому числу свою сущность и запомнить все их связи с числами. То есть фактически, время тратится не на заучивание исходных данных, а на их кодирование.
Заключение
Мнемоника — эффективный способ учиться с интересом. Однако даже он бесполезен без прочной основы. Для формирования фундамента знаний, закрепить которые поможет мнемотехника, необходимо посещение курсов ЕГЭ.