Спрос и предложение ЕГЭ обществознание

Добавлено: 16 октября 2023 в 11:19
Спрос и предложение ЕГЭ обществознание

Основными параметрами, регулирующими рынок, являются спрос и предложение (обществознание). Вместе с ценой они представляют собой триаду. Рассмотрим эти экономические основополагающие понятия.

Спрос и предложение ЕГЭ обществознание

Что такое спрос в обществознании?

Спрос – это намерение или желание потребителя приобрести по установленной цене услугу либо продукцию. Такую покупку индивид готов совершить в определённый период времени и на это у него уже есть денежные средства. Количество определённой продукции, которое готовы купить потребители по определённой стоимости, называется величиной спроса.

Линия спроса – это такой график, который наглядно показывает зависимость количества покупаемых товаров/услуг (Q или Quantity) от цены (P или Price). Сама кривая называется D или Demand. При этом Q отмечается на оси абсцисс (горизонтальная ось X), а P – на оси ординат (вертикальная ось Y).

При изменении неценовых факторов (например, мода, сезонность, политическая ситуация и так далее) линия D смещается, становясь в положения D1, D2 и т.д. Если её движение направлено вправо, от координатных осей, потребность купить продукцию или заказать услугу увеличивается, и наоборот. При этом можно также рассматривать график линии спроса в виде прямой.

Если речь идёт об увеличении либо уменьшении величины D, тогда следует рассматривать перемещение точки по графику, а не смещение всей линии. В этом случае происходит изменение количества желаемого потребителями товара в зависимости только от цены.

Например, когда ценник становится ниже, намерение потенциальных покупателей приобрести эту продукцию повышается, и наоборот.

Описанная ситуация справедлива для нормальных товаров, то есть таких, которые покупают больше при увеличении дохода. Также есть товары Гиффена, на которых подобные законы не распространяются.

К ним относятся малоценные продукты (например, хлеб и чай в Российской Федерации, лапша и рис – в Китайской Народной Республике), которые покупают больше при повышении ценника. А вот эффект Веблена описывает ненормальную реакцию на снижение/увеличение покупок роскошных, дорогих вещей.

Причин, влияющих на изменение спроса на товар, множество. Некоторые экономисты выделяют 3 фактора спроса, другие обращают внимание на большее количество причин. Перечислим основные неценовые факторы D:

  • стоимость сопряжённых товаров (так называемых субститутов);
  • предпочтения потребителей;
  • модные тенденции;
  • число покупателей;
  • ожидания перемен в стоимости;
  • доходы покупателей;
  • ценник на взаимодополняемые или комплиментарные товары.

Между показателем Demand и его величиной прослеживается прямая связь. Это значит, что при увеличении D растут и его объёмы (величина).

Спрос и предложение ЕГЭ обществознание

Формирование предложения

Предложение – это в обществознании понятие, показывающее желание производителя предложить покупателю определённое количество продукции/услуг. С рассматриваемым понятием связана цена продукции и конкретный временной период. При этом величиной Supply называют количество продукции или объём предлагаемых услуг.

Формирование предложения зависит от массы факторов. Изменения можно отобразить на графике, в котором есть:

  • вертикальная ось P или цена;
  • горизонтальная ось Q или количество;
  • кривая или прямая S (Supply).

Закон предложения в обществознании отражает следующую зависимость: чем выше стоимость, тем больше единиц продукции готов предложить производитель. При изменении неценовых факторов (например, сезонности либо наличия ресурсов) меняется местонахождение линии S на графике.

Она становится в положение S1, S2 и так далее: если предложение увеличивается, линия отодвигается вправо, дальше от координатных осей. Форма её может в том числе представлять из себя прямую линию.

Изменение величины S связано только с одним фактором: с ростом или снижением стоимости. На графике это отражается движением точки по кривой (линии) в одну из двух сторон. Это справедливо для ситуации, когда факторы Supply, то есть неценовые факторы, остаются стабильными.

К ним можно отнести:

  • стоимость ресурсов для производства;
  • число продавцов, представленных на рынке;
  • ожидания роста/снижения стоимости;
  • ценники других товаров/услуг;
  • используемые технологии.

Связь между S и его величиной прослеживается прямая. Это значит, что при увеличении S растут его объёмы (величина).

Ценой предложения является минимальная стоимость товара, за которую продавец согласен продавать свою продукцию в конкретный период времени.

Спрос и предложение ЕГЭ обществознание

Спрос с предложением в экономике

Как найти спрос и предложение, а также уравновесить их? Необходимо обнаружить зависимость D и S от цены и изобразить обе кривые на одном графике. Цена, спрос и предложение станут равновесными (гармоничными) в точке пересечения.

Она покажет идеальную ситуацию, при которой производитель за определённую стоимость готов продавать, а покупатель – покупать. Таким образом сочетаются понятия спроса и предложения в обществознании.



Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене:



Остались вопросы? Задайте их эксперту!
Максим Муратов
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Задать вопрос
Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Кандидат физико-математичеких наук. Преподавательский стаж более 10 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.